Вернуться к оглавлению
Предыдущая страница
Следующая страница
психологом. От него помощи оказалось еще меньше. Услышав мой рассказ,
он не высказал никакого сочувствия, а всего лишь посоветовал повторить
опыт, если у меня это получится. Я сказал ему, что не готов умирать.
- Я не думаю, что это случится, - спокойно заявил д-р Брэдшоу.
- Кое-кто из ребят, занимающихся йогой и всякими этими восточными
штуками, утверждают, что могут делать это по желанию, когда угодно.
- Делать что? - спросил я.
- Ну, выходить из физического тела на какое-то время. Они говорят,
будто могут отправиться таким образом в любое место. Ты тоже должен
попробовать.
Я сказал ему, что все это звучит просто смешно. Невозможно
перемещаться без физического тела.
-Я бы не стал утверждать так категорично, - спокойно возразил
д-р Брэдшоу. - Тебе нужно почитать что-нибудь об индусах. Ты, вообще-то,
изучал философию в колледже?
Я ответил утвердительно, но как ни старался, ничего о такого
рода "путешествиях без тела" припомнить не смог.
- Сдается мне, у вас был не очень толковый профессор философии,
- д-р Брэдшоу закурил сигарету и поглядел мне в глаза. - Смотри
на вещи шире. Попробуй - и получится. Как говорил мой старый профессор
философии: "Если ты слеп на один глаз - поверни голову, если слеп
на оба глаза - открой уши и слушай".
Я спросил, что делать, если ты еще и глух, но ответа не получил.
Ну, конечно, д-ру Брэдшоу легко было рассуждать, ведь все это
происходило со мной, а не с ним. И тем не менее трудно сказать,
что бы я делал без его прагматичного совета и его неповторимого
чувстваюмора. Я в неоплатном долгу передним за эту поддержку.
Вибрации наступали и проходили еще шесть раз, прежде чем я
набрался смелости повторить опыт. После того как мне это удалось,
напряжение спало.
Во время очередных вибраций, когда они достигли своего пика,
я представил себе, что поднимаюсь вверх - и поднялся!
Я плавно взлетел над постелью. Стоило мне захотеть остановиться,
и подъем прекратился - я парил посредине между полом и потолком.
Ощущение было довольно приятное, но я нервничал, опасаясь неожиданно
упасть. Через несколько секунд я мысленно направил себя вниз и
мгновение спустя вновь оказался в постели, при этом все обычные
физические чувства полностью функционировали. С того момента, как
я лег в постель, и до тех пор, когда я встал по окончании вибраций,
никакого перерывав сознании не было. Я пребывал в растерянности.
Что это? Реальность? Галлюцинация? Сон? Я не мог определить момент,
когда кончилось бодрствование и началось сновидение.
В психиатрических больницах содержатся тысячи людей, перед
которыми стоит та же проблема.
Когда я во второй раз попробовал осознанно отделиться от тела,
у меня снова получилось. Я опять поднялся в воздух на высоту потолка.
Однако на этот раз я ощутил потрясающей силы сексуальное влечение
и не мог думать ни о чем, кроме секса. Растерянный и раздраженный
своей неспособностью контролировать этот прилив эмоций, я вернулся
назад в физическое тело.
Лишь спустя еще пять попыток я открыл секрет контроля. Бесспорное
значение сексуальности во всем этом деле столь велико, что подробнее
я опишу его в последующих главах. Поначалу же она была для меня
вызывающим раздражение ментальным препятствием, не дававшим мне
выйти за пределы комнаты, где лежало мое тело.
За неимением иного подходящего термина я стал называть то,
что со мной происходило, Вторым Состоянием, а другое, нефизическое
тело, которым мы, по-видимому, обладаем, - Вторым Телом. Пока что
эти термины кажутся мне наиболее удачными.
Только после первого наглядного, поддающегося проверке опыта
я стал всерьез допускать, что все это не просто сны наяву, галлюцинации,
невротическая аберрация, начальная стадия шизофрении, фантазии,
вызванные самогипнозом, а то и что-нибудь похуже.
Этот первый наглядный опыт нанес мне поистине сокрушительный
удар. Признание его реальностью опрокидывало практически все мое
знание жизни, накопленное к тому времени, все, чему меня учили,
мои представления, мою систему ценностей. Больше того, это подрывало
мою веру в полноту и достоверность научного знания, наработанного
нашей культурой. Прежде я был уверен, что наши ученые знают ответы
на все вопросы или по крайней мере на большинство из них.
И наоборот, отвергнуть очевидное - пусть для одного меня и
никого больше - означало бы отвергнуть все то, что я ставил так
высоко: убежденность в том, что освобождение человечества и его
прогресс определяются прежде всего его способностью познавать неизвестное
с помощью разума и научного
подхода.
Такая вот дилемма встала передо мной. Я до сих пор не знаю,
что это - дар ли, ниспосланный свыше, прикосновение ли волшебной
палочки?
2 ПОИСКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ
Что делать человеку, оказавшемуся перед лицом неведомого? Отвернуться
и забыть? В случае со мной такой реакции препятствовали два фактора.
Первый -самое обычное любопытство. Второй - как можно забыть или
не замечать слона в гостиной? Или еще точнее - привидение в спальне?
На другой чаше весов лежали конфликты и опасения вполне реальные
и осязаемые. Естественно, я страшно боялся того, что может произойти
со мной, если такое "состояние" будет продолжаться и дальше. Гораздо
больше, чем ухудшение физического здоровья, меня беспокоила опасность
психического заболевания. Дабы развеять подобные опасения, я основательно
занялся психологией и завел знакомства среди психологов и психиатров.
Однако я не решался обсуждать с ними свои проблемы, так как боялся,
что тогда попаду в разряд их пациентов и потеряю ту доверительность
в отношениях, которую гарантирует равенство ("нормальность"). С
приятелями по бизнесу и соседями дело обстояло еще хуже: они бы
сочли меня за ненормального, психопата, а это уже серьезно отразилось
бы на жизни моей и моих близких.
Наконец, видимо, надо было держать это в секрете и от семьи:
незачем было подвергать домашних ненужным треволнениям. Лишь необходимость
объяснить некоторые из моих странных действий вынудила меня раскрыть
тайну жене. Поначалу она восприняла все это с недоверием, но иного
выбора не было, и ей не оставалось ничего другого, как стать встревоженной
свидетельницей таких происшествий и событий, которые резко противоречили
ее религиозному воспитанию. Дети в то время были еще слишком малы,
чтобы что-нибудь понимать. (Позже все это стало для них обыденностью.
Моя старшая дочь рассказывала, что однажды вечером, после того
как они вдвоем с подружкой осмотрели пустую спальню колледжа, она
сказала:
"Папочка, если ты здесь, выйди, пожалуйста. Мы ложимся спать
и сейчас будем раздеваться". В тот момент я находился в двухстах
милях от того места - и физически, и во всех иных смыслах.)
Постепенно я все больше привыкал к новой необычной стороне
своей жизни. Медленно, шаг за шагом я учился управлять ею, и это
приносило мне определенную пользу. Мне уже не хотелось расставаться
со всем этим. Таинственность сама по себе возбуждала мое любопытство.
Даже после того, как я уверился, что в основе всего этого нет
никакой физиологической причины, и я безумен ничуть не более большинства
своих собратьев по человечеству, страх не покидал меня. Это был
дефект, болезнь или уродство, которое следовало скрывать от "нормальных"
людей. Если не считать случайных встреч с д-ром Брэдшоу, поговорить
на эту тему мне было не с кем. Единственным возможным решением
проблемы было обращение к психотерапевту. Однако целый год ( а
то и пять, и десять лет) ежедневных собеседований стоимостью в
тысячи долларов, и притом без особых надежд на результат, - на
мой взгляд, это было лишено какого-либо смысла. Мне было очень
одиноко в те первые дни. В конце концов я начал экспериментировать
со своим странным отклонением, записывая в дневник каждый случай.
Кроме того, я принялся читать такую литературу, которой до той
поры в силу своей жизненной ориентации пренебрегал. Прежде религия
не очень-то влияла на мой образ мыслей, теперь, похоже, она оказалась
единственной областью знания о человеке, где мне осталось искать
ответы на свои вопросы. Если не считать посещения церкви в детстве
и редких случаев, когда я заходил туда с кем-либо из своих приятелей,
Бог, церковь и религия мало что значили для меня. Вообще, я никогда
особо не задумывался над этими вопросами, так как они просто не
вызывали у меня никакого интереса.
При поверхностном чтении работ по древней и современной западной
философии и религии я обнаружил лишь кое-какие неясные упоминания
и общие места. Кое-что из этого походило на попытки описать или
объяснить явления, сходные с теми, что происходили со мной. Много
подобного материала давали Библия и христианские писания, но в
них не указывались ни конкретные причины, ни способы исцеления.
В лучшем случае давались советы молиться, медитировать, поститься,
ходить в церковь, покаяться в грехах, уверовать в Троицу - Отца,
Сына и Святого Духа, противиться Злу или, наоборот, не противиться
Злу и предать себя в руки Божьи.
Все это лишь усугубляло мое смятение. Если это новое в моей
жизни явление было "добром", т. е. "даром", то обладать им, в соответствии
с религиозными канонами, мог лишь святой или по крайней мере подвижник.
Я отчетливо понимал, что претендовать на святость у меня нет никаких
оснований. Если же это - "зло", то тогда это - работа Дьявола или
во всяком случае демона, пытающегося вселиться в меня, и без экзорцизма
тут не обойтись.
Ортодоксальные священнослужители официальной религии, с которыми
я беседовал, вежливо, с различными оговорками склонялись ко второму
варианту. У меня было ощущение, что в их глазах я выгляжу опасным
еретиком. Они держались настороженно.
В восточных религиях, как и говорил д-р Брэдшоу, я обнаружил
больше сведений на сей счет. В них много говорилось о существовании
нефизического тела, но опять-таки утверждалось, что достижение
этого уровня возможно лишь в результате огромного духовного развития.
Только Наставники, Гуру и прочие Святые Люди, прошедшие долгую
подготовку, обладали способностью временно покидать свои физические
тела, чтобы получать не поддающиеся описанию мистические прозрения.
Никаких подробностей и практических указаний относительно духовного
развития не давалось. Подразумевалось, что в практике тайных культов,
сект, ламаистских монастырей и т. д. эти вещи общеизвестны.
Если все это правда, то кто или что такое я? В любом случае
я слишком стар, чтобы заново начинать жизнь в тибетском монатыре.
Одиночество становилось все острее. Ответов, очевидно, не найти
нигде, в нашей культуре по крайней мере.
В то же самое время я открыл для себя существование в Соединенных
Штатах андерграунда. Его единственное отличие от настоящего подполья
состоит в том, что он не запрещен законом и не подвергается официальным
гонениям и преследованиям. Этот андерграунд лишь случайно и частично
пересекается с миром бизнеса, науки, политики, академических кругов
и так называемых искусств. Кроме того, он отнюдь не ограничиваетсся
только Соединенными Штатами, но пронизывает всю западную цивилизацию.
Многие, возможно, кое-что слышали о нем или даже случайно соприкасались
с его представителями, видя в них просто чудаков с эксцентричными
идеями. Одно можно сказать наверняка: члены этого андерграунда,
пользующиеся в своей среде авторитетом, будут говорить с вами о
предмете своих интересов и веры только в том случае, если вы тоже
принадлежите к их клубу. Они на опыте познали, что откровенность
влечет за собой осуждение со стороны священников, клиентов, работодателей
и даже друзей.
Я подозреваю, что число участников андерграунда, если бы они
вдруг решились признаться в своей принадлежности к нему, составило
бы несколько миллионов. Среди них можно встретить представителей
всех кругов-ученых, психиатров, врачей, домохозяек, учащихся колледжей,
бизнесменов, подростков и по крайней мере какое-то число священнослужителей
официальных религий.
Этот слой людей отвечает всем признакам подпольного движения.
Они собираются маленькими группами где-нибудь в уединении и часто
наполовину тайно. (О таких встречах нередко помещается публичное
объявление, но чтобы сообразить, о чем в нем идет речь, надо быть
"в курсе"). Дела андерграунда обычно обсуждаются только с другими
его членами. За исключением семьи или близких друзей (которые,
возможно, сами в нем состоят), никто из окружающих не знает о тайных
интересах и жизни его участников. Если вы спросите такого человека,
он начнет отрицать свое членство, поскольку зачастую сам не отдает
себе отчета в том, до какой степени он вовлечен во все это Все
участники как чувствами, так и разумом весьма преданны своему делу.
Наконец, у андерграунда есть собственная литература, язык, технология
и - в каком-то смысле -свои полубоги.
В настоящее время этот андерграунд крайне неорганизован Вообще-то,
никакой организации в общепринятом смысле нет вовсе. Даже местные
группы редко заходят настолько далеко, чтобы присвоить себе какое-нибудь
название или имя. Пока что они представляют собой маленькие, но
регулярные собрания; проводимые в чьей-либо гостиной, в конференц-зале
банка или - что тоже вполне возможно - в доме какого-нибудь пастора.
Такие группы бредут на ощупь в темноте по разным тропинкам, но
цель у всех одна и та же. Как это бывает в любом подпольном движении,
если вы являетесь его членом и оказываетесь в другом городе, вы
Предыдущая страница
Следующая страница
Вернуться к оглавлению